Дорога к аттрактивизму. Вспоминая художественную атмосферу в Киеве конца 20 века, думаю, что более всего было интересно бывать в мастерских художников, таких как Довженко и Бориса « х.».
Они были полярные. Одна из них находилась на опушке леса, мастерская семьи художников Довженко. Отец, дочь Леся, внучка Лэлэ (родственники по отцу венгры) с почтением относились к украинскому Авангарду 20-х годов «бойчукистам». Лэлэ впоследствии получила высшее художественное образование в Будапеште, (талантливый, уже не раз награждённый график сейчас), а старшее поколение были членами монументальной секции Союза художников Украины. В мастерской было много произведений искусства, которые не выставлялись, творческие находки. В 2002 году была выставка в КПИ художников семьи Довженко -3 поколения .(фрески, живопись, графика).Я осуществила своё желание показать цепочку передачи традиции , формальных поисков, их трансляцию.
2002 год КПИ выставка семьи художников Довженко. НА фотографии в розовом Н К., за ней в синем Довженко Леся. В черном директор музея КПИ, с усами в черном Евгений Литровник. Я держу за руку искусствоведа, которая пишет статьи о Л.Довженко,она лауреат Государственной премии им. Т.Г.Шевченко. |
Вспоминая мастерскую на большой Житомирской в доме с «химерами» Бориса… трудно сказать чем она поражала и располагала. Это был центр города в мастерской по ассоциациям. Боря был архитектором, но по "образованию сознания" поэт, часто цитирующий Анну Ахматову. В мастерской его было все, что напоминало Киев симпатичный и Человека, не потребительского, а духовно-активного. Такая атмосфера способствовала общекультурному развитию. Каждый предмет (на пример стул, старое кресло и т.д.) о чём-то напоминал, свободно двигался в пространстве, задавал эстетическую значимость.
Ещё одна личность была примечательна в контексте мастерской Бориса – это Пётр Фёдорович Маркман, друг Бориса, также архитектор. Он был как-бы впереди эпохи. Чувство юмора находило место в его внешнем виде и большая любовь к архитектурному наследию города Киева. Пётр был «наследственный « киевлянин, сейчас он преподаёт в Архитектурном институте, надеюсь, с достоинством передает, по-новому несёт» свет». Перед тем как совершить путешествие в мир творческих поисков художественного мышления и найти слово- термин для означения пока неясного, надо было найти тропку к аттрактивизму, который был ещё не назван.
Этой тропой стала УЛЫБКА, улыбка без напряжения, такое эстетическое чувство. С тоски зрения эстетики выражением чувства юмора является улыбка. Вспоминая Петра Фёдоровича Маркмана в 70-х, утверждаю - вся его жизнь проходила под знаменем улыбки, это взгляд со стороны. В те годы каждый день у входа в проектный институт стояла строгая коммисия, которая следила за опозданием. Пётр не мог не опаздать, хотя бы на несколько секунд. Его наказывали переводом вниз по штатному расписанию. ( На работе он засиживался до позна, если требовал проект), он участвовал во всех звучных проектных конкурсах, не сам, а всегда с компанией добровольцев различных профессий, что делало саму жизнь интересной и по-киевски содержательной. Всегда делал с карандашом что-то интересное, не сатиру. В его зарисовках, композициях была примиряющая улыбка, внешнее проявление в своём облике чувства юмора (в юности занимался балетом, что способствовало пластическому самовыражению). Он по профессии интеллектуально осваивал действительность, и предавал значительность новому. Через несколько лет к нему подходили бывшие студенты художественного института, не зная его имени, рассказывали, какое он оказал влияние на них своим видом и манерами (Каждый день, проходя мимо на работу, с работы), благодарили. Эта примечательная личность участвовала в международных конкурсах карикатуристом, и получал премии, но скорее это была премия за остроумие, возможно иронию. На меня оказал большое влияние его коллаж « Пётр I «рассказывает...». Эта композиция состоит из двух классических работ-картин всемирно известных художественных личностей, художников И. Репина и Н. Ге. В своё время Кузьма Сергеевич Петров – Водкин критиковал в своей книге» Пространство Эвклида» Репина, его картину» Грозный убивает сына» за «физиологический протокол», приведший по его словам к антихудожественности. С моей точки зрения П.Ф.Маркман в своей работе восполнил пробел, организовал условность. Он подчеркнул условность, сохраняя иллюзию и реальность известных работ, известных художников. Дистанция, которую он ввёл, дистанция эстетическая, ведёт к размышлению... Теперь наше восприятие позволяет, соучаствуя развести и оценить изображённую действительность, художественное изображение, поведение персонажей и узнать позицию автора. Пётр Фёдорович не раз и в этой также работе решал интересно задачу, которую ставили в художественном дизайне методологи-проектировщики среды, введения элементов игры (плай,гейм,перформенс) не забыть об условности . Он работал над дизайнерской и художественной и эстетической задачей по смене эстетических установок. Работая в Архитектурном институте, он не раз задавал пространство новых отношений к конструкциям в строительстве, разгуливая в кинороликах по крышам домов и института с точкой опоры - « зонтиком». Для меня он предтеча аттрактивизма, соблюдающий и напоминающий о дистанции эстетической, об эффектах соучастия и соприсутствия. Я в это время пыталась в своих импровизациях, сохраняя иронию Тулуз-Лотрека, заставить импровизации по Лотреку улыбаться: «Наши ноги и Европа «А», «И тогда было модно одеваться», «Капли дождя», «Табло сознания» (К Мулен Руж), бесконфликтность в « Ленивых письмах» т. д.