Тема – К вопросу о восприятии изобразительного искусства.
Отчёт об эксперименте. Новый способ измерения.
Была поставлена задача – определение ценности картины Музея искусства имени Богдана
И Варвары Ханенко ( Музею захiдного та схiдного мистецтва) Испания, художник Д.Веласкеса(1599-1660) ,«Портрет инфанты Маргариты», поясной портрет из киевского музея, а также затронута тема профессиональной деятельности и эстетического воспитания.
Работа проводилась при помощи прибора –радиостезической линейки ( оформлен патент, промобразец №5324, действующий на Украине, автор –Евгений Леонидович Литровник, г.Киев). Работа носила экспериментальный характер, измерение в цифрах, она проводилась в логико-интуитивной понятийной парадигме, логико- интуитивный интроверт ,так оценивает свой интеллект автор патента и методики.
Радиостезическая линейка, прибор, состоящий из двух предметов декоративно-прикладного искусства( браслет из можжевельника и деревянная тарелка с орнаментом).Измерения проводились в присутствии сотрудника музея. Физические величины получены в процентах при помощи маятника, браслета, тарелки и терминологии науки Соционики. См. таблицу. Межтипных отношений типов ИМ социона. В основе терминологии и записи лежат понятия основных интеллектуальных составляющих психики, представленных в виде символов – знаков: логики, Сенсорики, Этики, Интуиты. ( Авторы таблицы, создатель науки Соционика - Аушра Аугустинавичюте, Литва, учёные из Каунаса, Литва), а также понятия экстраверсии, интроверсии ,статики, динамики, обозначения других функций интеллекта, проведены математические расчёты, позволяющие сделать выводы, проанализировать работу художника.
Результаты работы, проделанной Евгением Литровником (считывание информации, цифровые записи ,анализ работы и выводы) представлены им. Текстовая интерпретация носит субъективный непрофессиональный характер.
Работа Наталии Павловны Клещевниковой - постановка задачи, пояснительная записка, выводы представлены далее.
И так, в результате проделанной работы, были подтверждены связи между энергетическим и информационным метаболизмом, определены те или другие функции в интеллекте художника и преобладания конкретных позиций в процессе творчества; этико-сенсорных экствавертных(ЭСЭ) -100% (% - способности, реализация по позициям), этико-интуитивных экстравертных (ЭИЭ) 100%по автопортрету художника,(ЭИЭ) -90% портрет инфанты Маргариты(% -способности, реализация) и т. д., был проведен анализ и даны показатели по «квадрам», см. таблицу межтипных отношений. В четвёртой, «аристократической» квадре по позиции интуитивно- этической эсктраверсивной (философские раздумья) – 70%, не надо забывать о протяжении, времени 21 века в 17 век.(Современное отношение к жизни ,интеллект автора ,проводящего считывание.) Эти записи касаются не только изображения девочки подростка, художественного таланта великого Веласкеса, но и в целом картины портрета.
Для подтверждения художественного мышления, проекции «Я» художника на картину Евгений Литровник проанализировал все работы, посвящённые инфанте Маргарите, выполненные Веласкесом, за многие годы работы при дворе Филиппа IV, а также его автопортрет по картине «Менины» (1656, Прадо, Испания), картина так же носит название «Фрейлины» ( фрейлины по –испански meninas). Считывание при помощи линейки величин, их анализ подтвердили предположение, что этот метод работы (цифровые замеры) позволяет определить авторство, отличить подделку или школу, работу-копию выполненную учеником Мастера. Но пока методика, измерение доступны одному человеку, автору патента, за 10 лет никто не обучился , Расчеты , методика, программа Е.Л.Литровника имеется в Международном институте Соционики, г.Киев. Она носит характер эксперимента.
Н.П.Клещевникова. 5.12.07
Приложение к записке- отчёту. Профессиональная деятельность, эстетическое воспитание
«..обнаруживает движение, пульс свободной
жизни, с каких бы точек зрения ни
рассматривали художественное произведение «
Гегель
Остановлюсь на некоторых аспектах связанных с искусствоведением и эстетикой в связи с проделанной работой.
1 . Начну с эстетического суждения и восприятия.
Эстетическое суждение будучи высказанное в письменной или устной речи может быть рассмотрено с позиций Соционики. Логики, интуиты, сенсорики, этики - это надо учитывать при работе с детьми и школьниками, у которых один из этих показателей интеллекта может быть врождённым, транслируется как архитип. Этот вопрос связан с непрофессиональными суждениями и с другой стороны такие суждения могут привести к отрицанию эстетического воспитания.
Организация экспозиции, сам музей – это место воспитания вкуса, философских раздумий, но не односторонних. Многие философские школы и философы не смогли справиться, положительно переосмыслить категорию» эстетическое суждение». Соционика сделала шаг вперёд к молодому обществу. Пока общество не справляется с моральными категориями, например цинизмом, с ситуациями с ними связанными. Молодые люди легко усваивают эти ситуации на уровне сознания и подсознания, что хуже. Цинизм, также можно означить, ситуацию в числовых измерениях, нет заказа общества пока. Ситуации в художественном мире связанные с цинизмом не редкие.
В истории культуры теория о вопросах эстетического суждения разработана Эмм. Кантом в его труде 1790г.»Критика способности суждения», о содержательности суждения.
Возможно, для музеев актуален вопрос из области эстетического суждения. Какую нагрузку несёт дополнительная экспозиция на фоне стационарной, традиционной. Если общество, общественное мнение находится в состоянии созерцания, отсутствует критика и размышления, дополнительная экспозиция музея закрепляется в системе ценностей музея, общества в целом, воспитует и идеалы, и понятия нормы. В случае показа моды ( мода деспотична по своей сути),модное восприятие переключает на «жизненный опыт»,амбивалентность, двойственность чувственного восприятия может вызвать потрясение ,разрушает целостность эстетического восприятия (частный случай - экспозиция Итальянской моды, экспонаты в зале испанской живописи - опасная негативная воспитательная ситуация.)
2.Дополнение. Исторический экскурс к вопросу трансляции культуры.
Понимая необыкновенный талант испанского художника 17 века Диего Веласкеса (1599-1660), вспоминаешь швейцарских теоретиков искусства конца Х1Х века, которые ввели понятие и нормы для стиля барокко в искусствоведение. Орден иезуитов считал барокко идеальным выражением и возможностью воздействовать на эмоциональный мир человека. Искусство Веласкеса относят в искусствоведении к направлению Барокко. Общество в западноевропейском искусстве того времени пронизано идеями абсолютизма. В Испании портрет был поощряемым светским жанром. В зрелом возрасте Веласкес пишет Картину «Менины» 1656 г. и портрет инфанты Маргариты, подгрудный портрет, который находится в Киевском музее. В « высоком « жанре портрета девочки-подростка в роскошном парадном платье стоит ребёнок с естественными чувствами и живыми переживаниями. Картина написана о противоречивых качествах и отношениях частного и общего, блестяще решена живописная задача сохранить самоценность краски, образующую произведение и исчерпывающе рассказать о портретируемой, это выражено на содержательном уровне. В теории искусствоведения это проблема эпохи Классицизма, если художники эпохи Возрождения писали трактаты о единстве красоты и правды, но не справлялись с. динамическими связями, Веласкес решает в своей живописи задачи профессионального уровня, поставленные в эпоху Барроко.
3. Продолжая тему трансляции в культуре художественных феноменов на примере творческого процесса состояний художника, просчитанного при помощи радиостезической линейки, хотелось бы остановиться на ещё одной эстетической категории – «Правде художественной». Эта категория имеет свои законы и историю развития во времени. Правда художественная меняется. С древних времён и до конца ХVIII века «Художественная правда» не выходила из текста «подражательной концепции». «Художественная правда» -это одна из центральных эстетических категорий включает в себя художественное воображение, фантазию, изобразительно-выразительные средства т.е. не исчерпывает себя «жизнеподобием».В эпоху Возрождения, предшествующей вместе с Маньеризмом Барокко взгляд на «правду художественную» был следующий – ум живописца должен быть подобен зеркалу, опираться на знание природы. У Диего де Сильва Веласкеса это высказывается – наивному созерцанию противопоставляется осознанная и самостоятельная сущность портрета. В картинах, где он использует зеркало, в нём он» говорит «другим языком. Ю.М. Лотман говорит» именно зеркало и отражения в нём, перспектива вскрывают противоречие между плоской природой полотна и объёмным характером изображённого на нём мира, т.е. природу языка живописи» Это можно посчитать и с точки зрения Соционики ,художник меняет свой интеллектуальный тип ,представление в творческом процессе. В картине «Менины» («фрейлины» -по испански Meninas) нарушены каноны придворного портрета. С позиции познания нашего времени Веласкес сделал предметом наглядного познания сущность изобразительного языка, показал своё отношение к объекту и деятельности художника. Останавливаюсь на этой работе, т.к. Евгений Литровник провёл анализ с акцентом на автопортрете художника картины «Фрейлины»,сделал проекцию на портрет инфанты, сравнил в цифровом исчислении (было сделано два замера)
В этой картине сочетание зеркала(в нём король и королева),себя (автопортрет) и общества, в котором художник находится, изображение пространства и времени – приём, Художник в 17 веке использовал приём, о котором в 20 век писали как о приёме несовпадения последовательности сюжетного изображения. Это рассматривал Эйзенштейн, обращал внимание на живопись художников 20 века, членение на части,»игра со временем»-монтаж и далее. Писал в трудах Бахтин, разрабатывая понятие «хронотопа»(сhronos – время, topos- место) В картине»Менины» есть это -совмещение тактов времени, так явление «Художественно правды» в 17век проявляется в членении на части пространства и времени и показано единство времени в пространстве холста на картине «Фрейлины».
Выводы:
-проделана работа в цифровых исчислениях; -в рамках науки Соционики, Искусствоведения, Эстетики -Работа имеет цепной характер, разворачивается в пространстве культуры) -показана динамика идей в историческом времени; - изложены вопросы трансляции мировоззрения и общих культурных вопросов; - ментальные связи возникают в своей реальности
а) просчитывается духовно эмоциональная стихия;(сенсорика, этика) б) мыслительная сфера творчества;(интуиция, логика) в) показана возможность компоновки отдельных материалов; г) стала доступной работа с фрагментами, т.е. выявление материала и чувственно-изобразительной стороны художественного процесса; д) появилась возможность выражения внутренней идеи в процессе творчества художника,
в терминах науки Соционики
5.12.2007года Н.П.Клещевникова
Главная страница
к работе в музее с картиной Веласкеса,расчёты
|