Клещевникова Н. П.  

Соционика и исследование восприятия в изобразительном искусстве.

          Статья носит узконаправленный специальный  характер. (Наука Соционика  входит в рубрикатор науки психологии и преподаётся в вузах.  Многие специалисты  этого не знают)

         Международные конференции по соционике проходят в  Киеве ежегодно ,в этом году была 18-23 сентября  в Доме Учёных, тема конференции - «Психоинформационные технологии  и психология личности, менеджмент».                                                                               

                                                                                       

                                                                                                                              

      Уже более 20 лет Международный институт Соционики проводит в Киеве в 20 числах сентября конференции. Среди гостей конференции были докладчики из России, Швейцарии,  Эстонии и многих городов Украины. В этом году было представлено около 80 докладов и сообщений, среди них   были темы касающиеся  литературы и изобразительного искусства. Это М. Волошин: личность сквозь призму соционики; Разорванное солнце ( декоративные  узоры на тарелках и психосоматические состояния человека); Первая квадра в произведениях  А. Дюма ( отца)  - Д’Артаньян и три мушкетёра; Вторая квадра глазами этико интуитивного интроверта на примере повести И.С. Гроссмана «Всё течет;  Юмор Владимира Высотского и признак «весёлые- разные»; Изображения квадровых и типовых свойств в виде гротеска в мультфильме «Как казаки в футбол играли»; Идентификация лирического героя «Песенки про капитана» из  к /ф «Дети капитана Гранта»; Творческое применение деловой логики на примере методов увеличения производительности литературного труда писателем Оноре де Бальзаком. Многие из этих сообщений были сделаны на грани соционика – культурология. Одно сообщение касалось исследований восприятия изобразительного искусства, оно носило характер ретроспекции и нововведений. Остановимся более подробно на нём. Докладчик подчеркнул характер отношения к своей работе, которая длилась почти 20 лет строчками из стихотворения Николая Рубцова «Ночь на Родине», а именно « И всей душой, которую не жаль/ Всю потопить в таинственном и милом».

         Всем известно, что вопросом восприятия искусства занимались люди разных специальностей и профессий. Это искусствоведы, культурологи, психологи, философы, историки и другие. К ним со всей ответственностью можно добавить и социоников.

 Сообщение  об  исследовании восприятия изобразительного искусства состоит из ряда задач и описания их решений. Работа, которая проводилась  с 1990 года, сравнивается с  материалами  исследований представленных на парижской выставке «Измерений Человека» в КПИ в  2001 году. По многим позициям исследования социоников конца 90 – х годов не уступали работам института «Человек» в Париже. А именно по вопросам «элитарных» переживаний и  состояний, на примерах изобразительного искусства, понимания современной жизни и постановки проектных задач в области культурного потенциала города, стиля жизни, занятий человека. Опережали соционики те достижения, которые демонстрировались на французской выставке в КПИ в Киеве.

      Предыстория. В 1990-1991 году в Украинском доме были организованы  курсы «Соционика», на которых ставилась задача изучения восприятия  современных произведений изобразительного искусства. Работа на курсах шла по программе:

1).Чтение лекций – введение и история создания Соционики, научные положения теории.(Игорь Онуфриенко)

2). Тестирование и определение соционического типа личности.(И.Онуфриенко)

3). Практические занятия по изучению вопроса восприятия  на выставках.(Наталия Клещевникова)

4). Организация выставок. (Н. Клещевникова, Виталий Тацяк)

        Занятия  проходили на выставках «Старый Киев» (графика В. Акопова ), «Мыслеформы» (живопись С.Гумарова). В экспозиционном пространстве выставок ставились задачи – смена эстетических установок, решался вопрос о том, как  влияет на восприятие графического или живописного произведения музыка и знание о своём соционическом типе личности, давались понятия общекультурных положений, например, эстетической дистанции.

            На курсах  среди слушателей были  специалисты, поэтому выделился аспект профессионального подхода и прочтения произведения, который отличался от непрофессионального. На выставках проводились обсуждения  и давались домашние задания (Например, описать свои впечатления о произведениях  и эмоциональные состояния). Так делалась попытка провести различие между теорией и практикой. Творческий портрет художника - автора работ анализировался профессионалами от соционики. Тип соционической личности определялся иногда и создателем науки Соционики, учёной из Литвы Аушрой Аугустинавичюте. Она имела свои методы определения энергоинформационной модели соционического типа.

             Слушателям курсов удалось удостовериться в том, что отношение к картинам изменилось после выполнения заданий на восприятие (почувствовать себя в «соционическом типе», а затем посмотреть экспозицию под записи фортепьянной музыки  П.И.Чайковского,  А. Скрябина и др.).

                        В  последующие годы работы по теме восприятия  чётко определился соционический подход в изучении произведений искусства наряду с другими, уже существующими в культуре. Организаторами курсов и выставок , где обсуждались соционические подходы были Н.Клещевникова, В.Тацяк.( Выставки проходили  в Украинском доме, в Национальном музее истории Украины, Доме художника). На курсах было организовано несколько групп, в которых прошло обучение около 100 человек. Поэтому о результатах исследования можно говорить как о предположениях, без утверждений:

1)      В этой работе искусство рассматривалось как общественное явление, при восприятии произведения искусства выявились факторы преобразования человека и изменения  его мировоззрения, в свете интертипных отношений рассматривался вопрос смены эстетических установок и дистанции эстетической. Работа  по изучению вопроса восприятия проходила с привлечением знаний соционики, она расширяла  представления эстетики.

2)      Среди слушателей более способны к эмоциональному восприятию и способны подняться на определённую высоту напряжения - это этики, хотя освоение содержания  картин, а не только эмоции напрямую связано с образованием и эстетическими способностями, и  не только с типом интеллекта (Логик, Этик, Интуит, Сенсорик транслирующегося в культуре как архетип).  Музыка способствовала более эмоциональному восприятию,  усиливала эстетические переживания, сильно влияла на оценку картин (менялись эмоции и оценка),  влияла на высказывания и суждения в развёрнутом виде. При прогулке под музыку по экспозиции  выставки мало кто останавливался на предварительной эмоции  (Первый раз работы художника рассматривались без музыкального сопровождения, при этом была другая эмоция, эмоциональное состояние). При сопровождении музыкой эмоциональное состояние изменялось и  впечатления производили другие работы художника, изменилось отношение к картинам). Чайковский заставлял вспоминать, не влиял на последовательность расположения работ в экспозиции (Художник Валерий Акопов сам составлял экспозиционный ряд, считая  организацию экспозиции основополагающей), Скрябин уводил в мир фантазии, вычленял некоторое в оценках и представлял «Поэму»  как самоценное. Не все смогли совместить просмотр и музыку. Кто смог, тот сделал свой видеоряд из отдельных городских пейзажей,  картин «Старого Киева».

3)      Наблюдалось открытие смысла работ у интуитивных и логических ( рефлексия), сенсорики радовались от самого акта открытия. В письменных изложениях по поводу графических работ академического характера по форме изображения выставки «Старый Киев» высказывалось привычное узнавание образа и несложная система ценностей. Важно, что размышления были попыткой рассуждения от соционического типа  и приобретения  знания об эстетической смене установок. Соображения излагались в прозе в отличие от выставки « Мыслеформы», где впечатления описывались и в стихах.

4)      Продолжения работы в авангардном пространстве выставок казахского художника Сакена Гумарова по теме «Мыслеформы» происходило в другом ключе – это общекультурная задача ощущения и восприятия эстетической дистанции. Интуитивным и логическим легко думалось и жилось в этой системе художественных ценностей, узнавание образа при восприятии было противоположным  графической выставке, – в  общем, узнавания не было.

5)      В систему изобразительных средств и ценностей художником был заложен код, ускользающий от обыденного сознания. Код был и в словесно-понятийном названии картин  и циклов, а главное он был в изобразительном способе проникновения в смысл и в самом сокровенном смысле произведения. Здесь становилось очевидным понятие дистанции в философском и эстетическом смысле по поводу картины,  «эстетическая дистанция» (условность) - это область сознания и то, что перед нами изображено, не является   реальностью.

            При знакомстве с творчеством казахского художника и работы с посетителями стояла задача вычленения его творчества из общего потока информации  искусствоведческих и других научных знаний .

                 В связи с этим, автором этого сообщения было проанализировано творчество других, на этот период непризнанных, но, заслуживающих внимания художников. Наталий Павловной Клещевниковой было предложено взять за основу нового направления в искусстве термин  attractio из любимой книги Сакена Гумарова  «Этногенез и биосфера земли»  Льва Николаевича Гумилева. Термин относился к работе в сфере сознания. Гумилёв указывал на всеобщее - это « у всех людей имеется странное влечение к истине (стремление составить о предмете адекватное представление), к красоте ( тому, что нравится без предвзятости) и справедливости (соответствие морали и этики). Это влечение сильно варьируется по силе импульса …». Соционика ставила задачу о вариациях итертипного сознания и отношения к действительности, предметы искусства для соционики   - частный случай, восприятие искусства  проявляется  и зависит не только от  способностей. Создатель Соционики Аушра Аугустинавичюте  пригласила Сакена Гумарова с его работами на конференцию в Вильнюс. Художника, его  творчество  рассматривалось как исследование , хотя сам он являлся исследователем реалий, его творчество - плод сознательной деятельности в сфере сознания И ОСОЗНАНИЯ ИНТЕРТИПНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

                 В 1991 году было предложено сделать слово «Аттрактивизм»,  производное от термина Гумилёва, основополагающим, и так назвать  направлении искусства, появившееся в конце 20 века.   На выставке работ Сакена Гумарова  в Москве, в картинах присутствовали темы европейского искусства  и элементы народного творчества Казахстана.  Термин «аттрактивизм» был озвучен в 1991 году, затем  освещался в печати в 2001 году на английском, потом на русском  языках. На этом  окончилась первая часть исследовательской  работы и предыстория, но исследования  продолжались далее и были поставлены другие цели. В группу аттрактивистов вошли и другие творческие личности и художники.

 

     Работа по исследованию восприятия изобразительного и музыкального искусства  происходила на фотовыставке «Дирижеры из 11 стран мира»,  концертах и репетициях украинского симфонического оркестра (фотограф В.Тацяк, организация экспозиции, занятия на выставке, концепция выставки – Н.Клещевникова. Немного позже присоединился Евгений Литровник, который увлекался психосоматическими состояниями человека и вопросом их трансляции.) Была поставлена цель создать методику с терминологией в соционических рамках и экспертные оценки проводить в конкретных числовых исчислениях. Некоторые предположения и открытия рассказывались и демонстрировались на фотографиях. Дирижёры во время исполнения музыкального произведения изменялись до неузнования, изменялся тип интеллекта. Музыка и автор, профессиональная культура доминировали. Убедить Аушру, что это Гинтарас Рикявичюс, дирижирующий, исполняющий произведения Бернстайна, Гершвина, Дж. Руттер не удалось. Дирижёра из Литвы она хорошо знала, но это был именно он. В творческом процессе дирижирования основное это ментальность, а не физиологические процессы .  Нельзя не вспомнить исследование Киевского андеграунда ( информационный и энергетический метаболизм, его роль в непрофессиональной деятельности музыкантов, мировоззрение и поведенческие реакции на рок концертах и репетициях). Была прослушана не одна сотня музыкантов, самых разных культурных ориентаций. Был сделан вывод, что успех непрофессионального рок коллектива тесно связан с семантикой и пространственной ориентацией помещения и напрямую с космосом. Для профессионалов это не существенно, « электро - энергетический массаж», раскачка зала для них привычка, как и для «тусовки», приёмы наработанные. Рок группы в период становления очень интересны для рассмотрения, особенно киевская интеллектуальная молодёжь конца 20 века. Последняя работа была проведена совместно с Московским институтом психологии при Российской Академии наук, тема «Человек, акустическое пространство, техника». (Договор заключил  В.Тацяк  от  молодёжного центра «Кто?», исследование, отчет о проделанном  Н.Клещевникова.  По нашему отчёту «киевский андеграунд» были написаны статьи, которые вошли в сборник статей московского академического института). В этой работе как консультанты и эксперты - соционики принимали участие Г.А.Шульман ( Григорий Александрович в молодости был одним из первых создателей музыкального коллектива в Киеве исполняющего гитарную музыку, сейчас  им изданы несколько книг о Соционике.  Г.А.Шульман стоит на позиции педагога, обучающего будущего соционика не только получать знания, но учит  овладеть, тренируясь различными соционическими типами  и  составляющими интеллекта). Немного позже к группе исследователей присоединилась  Ирина Вакуленко и А. Частиков, автор  теории  «Конструктивная психология» ( В ней указывались сферы деятельности человека, связанные с его жизнедеятельностью).

    Много лет продолжалось уточнение концепции аттрактивизма («странные аттракторы» из увлечений математиков и философов транспонировались, перешли из логико - интуитивной парадигмы в этико - интуитивную – «аттракты»,  тексты и события. Аттракт рассматривался как некая вкусовая призма, взгляд, фокус, который существуя, объединяет некоторые темпоральные уровни культурного мировосприятия и понятия), продолжалось тестирование картин  художников аттративистов. Работа проходила по схеме : общая характеристика -  рациональное, иррациональное, интроверсия, экстраверсия, соционические составляющие типа; структура организации «Я» автора картины: энергетика ( на каких центрах выполнены);  ритмы  ощущений и ассоциаций на уровне объёмных форм, эмоциональное на уровне импульсов (в характеристиках от соционики и психосоматики); возможности структурированного пространства картинами; искусствоведческий и эстетический анализ учитывался, если  был; история событий. Появился «аттракт» Сакена Гумарова» ( все его  картины на выставках в Киеве имели свойство структурировать пространство на расстоянии не менее 5-6 метров в ключе энергоинформационного метаболизма автора, работы выполнены на двух центрах лобовом и горловом, ощущения и ассоциации, и эмоциональное начало на уровне импульсов- свидетельство об очень высоком уровне культуры автора, культурном обеспечении автора, обусловленным национальными традициями культуры и очень тонкого мировосприятия); « Этический аттракт» (Крым, Ялта, архитектор Н. П. .Краснов); «Дней Киева» ( Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский и его проекты в Киеве) и т. д.   Работа  проходила коллективно. Автором окончательного варианта концепции, которая вошла в энциклопедический фонд Санкт-Петербурга как статья, является Наталия Клещевникова, фамилии участников работы связанных с  аттрактивизмом  как направлением в искусстве и творческие биографии художников также там есть.

http://russika.ru/a.php?a=211

      Большую роль в создании соционической методики, связанной с восприятием картин,  и метода экспертных оценок  сыграли открытия Евгения Литровника.   В 1991-1993 годах  метод  и работа экспертов по изучению восприятия изобразительного искусства  рассматривался как эмпатический метод работы, он считался субьективным.   После введения Евгением Литровником  оценки  на интеллектуальные составляющие объекта исследования (произведений искусства) в  числовом исчислении (интроверсия, интуиция, этика, логика, сенсорика, экстраверсия, архитипы, ритмы  информационного метаболизма, заложенные в архитипе личности) метод и оценка  и такой подход имел чёткие критерии и вопрос приоритета одного интеллекта соционического типа (Человека) над  другими отпал. Многое было объяснено в вопросе о способностях и интеллекте  в искусственном и «естественном» мире.  В 2001 году Е.Литровник зарегистрировал в патентном бюро метод   и оформил патент №5324 на промобразец  - радиоэстезическую линейку, действующий на Украине на определённый срок. Эта  линейка могла бы оказать помощь в развитии технической эстетики и эргономики,  и не только в исследованиях и подходах связанных с психосоматикой.

  О непризнанных художниках можно было говорить и их творчество сравнивать с художниками и личностями уже признанными во всём мире ( 256 составляющих признаков в процентах и не в терминах нравится или нет и слабом искусствоведческом обосновании этих слов). Например,  творчество художника Шульдиженко-Стахова (1922-1988) при жизни официально не признанного, некоторые его графические работы можно было сравнить  по силе чувств с графикой испанского художника Гойи.  Стало  возможным проследить, что хотел сказать художник в своём изобразительном искусстве и исследовательской практике, вводя термин «зрительный шум». Зрительный шум Александра Ивановича Шульдиженко-Стахова импульсивен на уровне восприятия, он заставляет тонко и точно сопереживать ситуацию и провоцирует нас на размышления на уровне морфологических построений, что соответствует мировосприятию автора на темы  часто не имеющие ничего общего с изображением ( на выставке у многих было ощущение чистоты и легкой грусти), т. е. он своими рисунками, техникой организует экспертный аппарат наблюдателя - зрителя. Художник , сам человек невероятно сложной судьбы своими работами заставляет зрителя более тонко воображать, соображать, сочувствовать и сопереживать, что ставит его работы на уровень с мировыми шедеврами графики.

     После этого  Е.Литровник и Н.Клещевникова проводили тестирование работ художников и дизайнеров и вели  работу на выставках, посвящённых Дню защиты детей, где дети рисовали вместе с родителями. Отметили дату 100 лет- фовизму. (Направление в искусстве, которое возглавлял А. Матисс). Была создана экспозиция картин по мотивам художника - фовиста Рауля Дюфи, творческие этапы деятельности этого художника в контексте развития этого направления в искусстве и концепции «фовизма», что повлияло на аттрактивизм ( В искусствоведении Р. Дюфи самый «дикий», так переводится фовизм). Проанализировано, что на смену ритмов (соционика) «В» - академического искусства пришли «С» с импрессионизмом, последовали комбинации. Иллюстрирую историю искусства на примере фовизма в своих картинах Н.Клещевникова к этапам творческого освоения художественного пространства  «С» добавила лёгкие «А» с элементами объёма (соционика) . Терминологию аттрактивизма уже используют искусствоведы в практике, к сожалению не придерживаясь концепции и ссылки на авторов.   В научных сборниках по соционике термин используется. В 2009 году вышло  пособие  Н. Клещевниковой «Очерки по истории современного искусства», в которой изложены основные положения аттрактивизма, биографии,  концепции творчества деятелей искусства 20-21 веков, имеющих отношение к Аттрактивизму.

 Была затронута тема народное искусство и народность в статьях и даны иллюстрации.  В 2009 году написаны картины по теме Интенциональные миры – традиция и новаторство. Картина «Удивительная птица» написана Н.Клещевниковой. В ней она отталкивалась от мировоззрения народных художниц «малювальниц», которые расписывали хаты и украшали их рисунками на бумаге в 19 и начале 20 века(«малюнок» по - украински  . рисунок ).Эта картина посвящение народным художницам первой половины 20 века, которые работали в традициях украинского барокко (художественная мастерская помещицы Семиградской в Полтавской области, село Веселиновка до революции).  А работа «Гнездо» сделана с учётом изменения мировоззрения этих народных художниц под влиянием А.Экстер ( театральный художник, преподавала рисунок в той же Веселиновке в 1919-1920 годах)то пример  интертипных отношений в обществе и Интенциональные  миры.

    Одна из последних совместных  работ этих исследователей (Е. Литровника и Н. Клещевниковой) искусства проходила в Музее искусства  им.  Богдана и Варвары Ханенко в Киеве  при содействии Международного института Соционики. Исследование касалось вопроса профессиональной этики. Итальянские модельеры и дизайнеры разместили свои экспонаты в залах основной экспозиции  музея. В зале, где  находятся картины Диего Веласкеса (1599-1660) напротив  «Портрета инфанты Маргариты» итальянцы  совместно со служащими музея поставили манекены с шокирующим значением. Здесь у исследователей восприятия произведений искусства возникли разногласия в вопросе поставленной задачи, - уместности  и актуальности такой выставки . С точки зрения соционики,  у экспертов-исследователей  были разные интересы (повлиял свой тип личности ) и  получился разный подход к поставленной задаче – профессиональная этика и экспозиционное пространство.  По мнению Н.Клещевниковой, ставшей на позиции эстетики, в этом зале испанской живописи была разрушена эстетическая дистанция, что пагубно для искусства, посетителей музея, идеи создания традиционного  музея. Этот акцент с манекеном  является мёртвой точкой для традиции и возможен в современной  экспозиции в  авангардных музеях, где преобладает эстетика провокаций и безобразного, как ситуация проблематизации,  её частный случай.  Е.Литровник стал исследовать творчество Веласкеса, его автопортреты и картину «Менины» в традициях психосоматики с углублением в психологию ( Сейчас занимается травмами психики человека). Об опасности перенесении своего опыта из области психологии и психиатрии в творческую мастерскую художника(«дар творческого огня») писал ещё Карл Густавич Юнг (1875-1961) швейцарский психолог и психиатр.

 А эта работа в музее могла бы начать тему : Профессиональная деятельность соционики  и эстетическое воспитание. Вспоминая статью  «Несколько слов о ноосфере» Владимира Ивановича Вернадского , где понимается, что  нужно  исследовательскую работу по восприятию произведений изобразительного искусства оградить. Оградить эту исследовательскую деятельность рамками понятий  термина «живое вещество» и «жизнь», которая всегда выходит за пределы сути «живого вещества» в  области художественного творчества, философии, религии, фольклора. И вспомнить цитату Гегеля о том, что « художественное произведение обнаруживает движение жизни, с каких точек зрения мы не рассматривали бы его».

      Вывод: многое сделано за период 1990-2010 годов в решении вопроса  «Соционика и исследования  восприятия произведений искусства». Утверждено право и правомерность соционического метода оценки произведения изобразительного искусства в обществе, есть метод  экспертных оценок  и  результат – патент, утверждающий  возможность делать оценку объективно, а  не решать вопрос  на бытовом уровне  («нравится или нет») . Возможно, знание о таком соционическом подходе к произведениям изобразительного искусства возродит интерес  к изучению традиционной живописи.  Знакомство общества с соционическим подходом  в изучении искусства, его оценки в рамках соционической терминологии, представлений и понятий, а следовательно и в мышлении, включая  мышление профессионалов-социоников, и принесёт результат в   будущем. Соционика  внесла динамику в исследования восприятия произведений искусства.

 5-19 ноября 2010 года в Доме художника состоялась выставка «Аттрактивизм». Целью её было напомнить о 1991-1993 годах  и новом в  искусстве.

 

Наталия Клещевникова©

Hosted by uCoz