Ремарка? - Реплика из зала театрала.  

Ремарка? - Реплика из зала театрала.
(21, 28 января 2012 года конкурс «Скажи: Которая Татьяна»)
Вряд ли на земном шаре 28 января 2012 года можно найти место, где собралось столько талантливой молодёжи, где можно было увидеть столько очаровательной непосредственности - 16 сцен были исполнены школьниками по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Сохранился архив – выступлений, любезно заснятые многими присутствующими - два дня конкурса: интеллектуальный и сценический - постановки, сценки с главным персонажем, героиней конкурса Татьяной Лариной и её окружением по содержанию романа, а также литературное, художественное чтение)
Если 21 января критериями интеллектуального конкурса были знания романа, как мы понимаем это художественное произведение, живя в современном мире и что означает чувство художественной меры и эстетической верности образу при чтении отрывков из романа Татьянами (отрывки читались по желанию девушек).
В день - 28 января были показаны работы коллективного «прочтения» и понимания учениками, приехавшими из разных школ Украины, кто такая Татьяна и общество первой половины 19 века со своими манерами, поведением и мыслями.
Прошло почти 200 лет как чувства и события, описанные в романе, были списаны поэтом с действительности и осмысленны. Важно, что этот мир чувств, мыслей и переживаний по-прежнему волнует и заставляет задумываться нас о многом. Направление мысли учителей, которые стали режиссёрами - постановщиками и участников небольших инсценировок, по сути дела пьес, мастерски написанных и воссозданных на сцене, расслоились на несколько потоков – поисков в исполнительском искусстве. - Это реконструкция и поиск идеального того времени; обращение к воображению от настоящего времени с использованием приёмов сценической культуры уже накопленного; режиссёрских сценографических находок, как вечного поиска; память о традициях театрального авангарда 20-30 годов, берущих за положение в понимании и трактовке текста критику существующего, подстёгивая динамику эпатажа обстоятельств. Обобщая выше упомянутое, можно сказать, ну вот чувствовалось, что самое главное - сказано в исполнении «артистами», чувства были непосредственно искренними, им самим было интересно изображать то время сегодня и на сцене присутствовало преображение сущего, чего-то хорошего для всех и важного .
Перед зрителем за несколько часов промелькнули черты эпох Романтизма, Классицизма, может быть и Сентиментализма и даже Авангарда 20-30 годов прошлого столетия. Это говорит об особой тактичности и высокой квалификации педагогов, позволивших детям непосредственно продемонстрировать свои способности в исполнении ролей, и блестящее знания романа, его контекста в историческом времени.

Началось представление «сборной» командой из разных школ, выступающей в таком составе уже несколько лет. Не смотря на некоторую затянутость, и режиссёрскую недоработку - в кульминациях действия изображаемых событий и окончаниях нескольких сцен, существовала, эмоциональная монотонность, повторяемость, но детские личики в костюмах и движениях были прелестны и шаловливы, а девушка, исполнявшая Татьяну привлекательна своей грацией, чувствами и пониманием образа. Окончание сцены этой пьески было удачно, Татьяна придала весомость своему пребыванию на подмостках и очаровательную ясность, изящно написав вензель в воздухе на воображаемом стекле на границе зала и сцены (рампе) О.Е.- Евгений Онегин – герой и название романа. Поставила акцент и точку, напомнив о гении поэта.
Затем пошли серьёзные трактовки и роман «Евгений Онегин уже зазвучал и не покидал образ Татьяны зал в течение нескольких часов.
Диалоги героев раскрывались по новому, с нюансами совсем неожиданных обстоятельств в импровизационных версиях. Интригующе интересно были всеми участниками прочитаны все письма романа, как соло, так и коллективом действующих лиц. Поразительно, музыкально точно в одной из школ были подобраны красиво звучащие тембры голосов ( школьники из Кривого Рога? ) от автора, Евгения Онегина и Татьяны. От такого звучания смысл речей Татьяны стал проникновенно лиричным, была подчёркнута поэтика романа. Образ действующего лица преобразился, сценическая жизнь Татьяны заставила забыть о сцене, перенося нас в реальные обстоятельства её жизни в этот момент. Такая гармоничная экзистенциональная ситуация, гармония «несколько раз посетила» зрительный зал 28 января, заставляя нас присутствующих забыть о месте, где мы находимся - зал Росзарубежценра в Киеве. Такова сила искусства, сила таланта девушек, пришедших на сцену напомнить нам о романе, героине, Татьяне Лариной.
И такие же чувства были вызваны игрой учеников школ города Белой Церкви. Татьяна появлялась на сцене как идеальное существо, живя идеалами и идеальным 19 века - идеальными были: взгляд, мысли и чувства, движения. Слова, реплики, дополняющие их жесты, заставляли забыть обо всех несуразностях нашей жизни и времени, гармония, индивидуальность, понимание чувства меры в изображении и в лирике положений, - всё было в этой героине - мечтательнице, соразмерность той и нашей эпохи.
Все Татьяны участницы были красивы, прекрасно двигались в сложных мизансценах и справлялись с задачами, поставленными учителями. Одежда, костюмы участников спектаклей были хорошим дополнением образов, особым « лицом, оболочкой» позволяющим увидеть красивым позу, жест, красочное движение в отдельных мизансценах. Школьники на Украине красивые, когда изображают благородные манеры и естественные движения души. Особо хотелось поздравить двух девушек (игравших Татьяну и Ольгу), которые нашли в себе смелость второй раз выйти на сцену и успешно показать своё умение, доказать что состоялись девушки в образах
Отдельно от общего понимания и сценографий стоит сцена бала - именин Татьяны исполненной учениками одной из киевских школ с молодой руководительницей школьного театрального кружка. Если задача этого коллектива состояла в показе равноправия всех образов - участников драматического действия (без акцента на образе главных героев), гротеска с акцентом на поведение каждого приглашённого на бал (сцена - именины Татьяны) с обратным знаком провинциальному добродушию, но не стремясь к сатире (в своих стремлениях подхода к каждому персонажу бала как «персоне» и, в общем, направляя наше сознание на тему критики провинциального общества «разночинцами» или по Чернышевскому т.е. показали отношение более позднего времени 19 века), то они успешно справились «со своим прочтением романа», театрализацией за счет ущемления цельности образа Татьяны, придания её образу черты необычно- непривычного и от части второстепенного, показав выпукло гостью ( она же по предположению намёк на Ольгу). Именно она остановила сцену в танце, акцентировав на себе внимание в предчувствиях шока, предстоящей дуэли и грядущих событий. Такая режиссура исполнена напоминаниями о традициях авангарда двадцатых прошлого столетия и ранних постановках Камерного театра Таирова 20 годов 20 столетия . Она, «традиция» рассматривает роман под углом других акцентов и зрения*, в не традициях, которому посвящён конкурс Но как представление идущее вне конкурсных правил, этот «мини спектакль» заслуживает внимание с точки зрения и эмоционального рассмотрения . Все исполнители максимально хорошо реализовали задумку автора – постановщика, заставили по- новому взглянуть на роман одноклассников, но «съели», Татьяну классическую, не позволив ей быть такой, какою её видел и описал А.С.Пушкин.
Как всегда праздник был создан « актёрами» - солистами и всем коллективом учащихся из Бучи, спектакль был исполнен и звучал контрастом по отношению к пониманию того же именинного бала (предшествующий анализ). Все постановки этой школы решаются в традициях иллюстративности романа, в лучшем современном понимании этого слова. Красочно, эмоционально и зрелищно!
Сколько в Бучи (Киевская область, городок) красивых девушек, и они с удовольствием хорошо играют на сцене любые роли. Ученики Бучи, благодаря педагогу любят театр и сценическое действие. Не всегда все желающие, помещаются на сцене, но те, которые стоят и действуют у рампы, органично вписываются в условность сценографии. Мизансцены просты для восприятия, и если это нужно по ходу событий иногда воспринимаются архаично (есть грань во временном сказании действования, используется приём различных ритмических построений с использованием музыкальных заставок). Слова Пушкина свободно льются из уст актрис и сердце переполняется положительными эмоциями у зрителя, хорошо всегда представлена в сценах игра или обыгрывание ситуаций с реальными предметами - антуражем, всё кстати.
Несколько хотелось бы сделать замечаний к звуковому сопровождению, звук иногда вводился очень резко, надо не забывать, что в памяти ещё звучат чувства и восприятие прошедшей сцены. Заставка – пауза могла бы быть боле разнообразной по настроению, повторение музыкального фрагмента стало не попадать в настроение зрительного зала..
В заключение несколько тёплых слов Онегиным, они были все замечательные на сцене, хотя некоторые и сияли, исполняя роль как драгоценности, оттеняя чудесную грацию и понимание жизни отношений и оттеняя образ героини конкурса « Скажи: которая Татьяна».
Н.Клещевникова - 2 февраля 2012

Hosted by uCoz